• 23.11.2024 22:05

BALREPORT.RU

Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС77-83051 от 11 апреля 2022г, зарегистрировано Роскомнадзором (16+)

УПАВШЕМУ ВНИЗ НЕКУДА ПАДАТЬ — ЕСТЬ ТОЛЬКО ПУТЬ НАВЕРХ: кто помогает БОМЖам?

Автор:Надежда Бобалова

Фев 25, 2019

Отделение ночного пребывания для лиц без определённого места жительства, а попросту БОМЖей, всегда заполнено на 100%. «Спрос» на койка-место зимой растёт, летом – падает. Это и понятно, зимой на улице трудно и опасно, можно замёрзнуть… на смерть. Вот инстинкт самосохранения и толкает людей на обращение в ГАУ СО «КЦСОН Балаковского района».

Как люди становятся БОМЖами? По каким причинам они остаются без крыши над головой? Возвращаются ли к нормальной жизни? На все эти вопросы «Балаковскому репортёру» ответила заместитель директора «КЦСОН Балаковского района» по социальному обслуживанию Ирина Юрьевна Козина.
– Основная причина – алкоголизм, — ответила Ирина Юрьевна. – Но к этому не сразу приходят. По началу практически у всех была семья, родственники. Они пытаются помочь, вытащить человека из этого состояния, но потом, после многих попыток, сдаются, и, как правило, далее следует развод, делёж имущества. А такие люди не могут грамотно распорядиться деньгами, полученными от продажи квартиры, к примеру. И вот так остаются без крыши над головой, пуская всё по ветру, так сказать.
Истории у всех конечно разные. Кто-то потерял любимого человека и остался один, не смог справиться с горем. Кого-то предали родственники. Но общее связующее звено всегда одно – алкоголь.
В Саратовской области такое отделение для ночного пребывания, или проще говоря, ночлежка, не одно. Также есть отделения в Саратове, Балашове и у нас, в Балакове. Балаковский центр работает с 2001 года. Здесь для лиц, нуждающихся в социальной помощи, выделено 25 койко-мест: 20 – мужских, 5 – женских.

В 2018 году за помощью в отделение обратилось 93 человека. Основной наплыв происходит, конечно, зимой. С января текущего года – 29 человек, из них 7 женщин.
– Мужчин всегда больше, женщин – меньше. Сложно сказать, от чего это зависит. Может быть из-за того, что женщины более социально ответственны за своих детей и семью. Но нельзя сказать, что женщины в такие ситуации совсем не попадают, – пояснила заместитель директора.
Доказательством тому история Марины Т., одной из числа лиц БОМЖ. Сюда, в Центр, её привёз сын. Когда-то она была торговым работником, и, в связи с тем, что раньше она работала на так называемом разливе, она стала злоупотреблять алкогольными напитками, которые продавала. И далее всё пошло по давно известному сценарию. Сын, когда у него родился собственный ребенок, попытался помочь матери, решил, что внук поможет женщине завязать с пьянством и начать новую жизнь в качестве бабушки. Но Марина не смогла побороть привычки и вернулась к своему обычному образу жизни. И тогда за помощью молодой человек обратился к социальным работникам.
Среди услуг, которые предоставляют специалисты отделения ночного пребывания, есть и помощь в оформлении утерянных документов. Ирина Юрьевна пояснила:
– У многих есть трудности с документами. Они либо были утеряны, либо всё ещё не оформлены должным образом, то есть паспорт есть, но он времён СССР. Здесь вся проблема заключается в том, что данные граждане до 1992 года нигде не были зарегистрированы. И сейчас, при условии, что у человека нет паспорта нового образца и он нигде не был зарегистрирован, то у него нет и гражданства. То есть его нельзя считать подданным какой-либо другой страны, но и по закону РФ он не является гражданином России. Мы в таких случаях пытаемся помочь гражданам, обращаемся в УФМС, заполняем все соответствующие бланки.

Правда, по словам Ирины Юрьевны бывают и трудные случаи. Как, например, с гражданкой Людмилой Н. У неё было семеро детей, в живых осталось пятеро. Документы утеряны, как, к слову и память, так как на все вопросы соцработников женщина отвечает просто: «Я ничего не помню».
– В случае с Людмилой Н. нам пришлось организовать поиски родственников, — рассказывает Ирина Козина. – Она назвала нам только свои фамилию, имя и отчество. По этим данным мы смогли найти её детей. Я тогда сама лично выезжала на адрес, и нам удалось выяснить, что детей она отдавала в детский дом и практически не воспитывала. Её муж давно умер. Но других сведений о её прошлой жизни найти не получилось. Пока с документами вопрос так и не решён. Мы составили акт, что сама гражданка о себе ничего сказать не может. И таких историй множество, не только у женщин, но и мужчин. Но были случаи, когда люди вставали на путь исправлений. «Брались за голову» и начинали жизнь заново, заводили семью и вновь обзаводились своим жильём.

– У нас были такие граждане, и это не единичные случаи. Как правило, они находят работу где-то в Саратове, так как там больше возможностей трудоустройства. Мы предоставляем им шанс уехать на новое место жительство. Иногда смена обстановки помогает побороть алкоголизм и вернуться к нормальной жизни. Но таких людей видно сразу, тех, кто хочет вернуться в общество. Они целеустремлённые: сразу находят работу и через некоторое время покидают нас, найдя собственное жильё.
Но всё же, факт остаётся фактом: к бомжеванию способны далеко не все люди. По мнению психологов, портрет среднестатистического БОМЖа такой: человек не обладающий твёрдостью характера; свободолюбивый, не привыкший подчиняться законам общества и общепринятым нормам морали; пристрастен к пагубным привычкам.
Бывают правда и такие случаи, когда человек потерял всё из-за своей нетрудоспособности, то есть стал инвалидом.
– Наше отделение является полустационарным, и мы не можем обеспечить полный уход для людей с инвалидностью. Поэтому мы помогаем им оформить все необходимые документы, встать на учёт в медицинские учреждения и попасть в дом-интернат, где им будет обеспечена комфортная жизнь. Но возможность попасть в дом-интернат есть только у людей пенсионного возраста или инвалидов. А среди молодых людей инвалидность – редкость.
Остаётся вопрос: почему не все спешат воспользоваться помощью социальных работников и вернуться в нормальное жизненное русло, вновь обрести семью и быт? Знают ли балаковские БОМЖи о своих возможностях?
– Мы ежегодно проводим рейды по городу, выявляем лиц БОМЖ и рассказываем о своих услугах. Но, к сожалению, не все спешат постучать в наши двери. Понимаете, мы работаем только по инициативе заявителя, то есть мы не имеем права заставить людей обратиться к нам или принудить их получить необходимую помощь, — пояснила Ирина Юрьевна.
Да, от желания человека зависит многое. Но дело не только в этом… Для ночлега предоставляется время с 20:00 до 8:00 утра. В течение дня все работоспособные граждане обязаны покинуть помещение отделения для поиска работы. Не все, конечно, этим занимаются. И только вечером они вновь возвращаются под крышу. Также, в требования пребывания входит ежедневный душ, никакого алкоголя и строгие рамки взаимоотношений между мужчинами и женщинами. И всё это на три месяца пребывания, далее человек должен сам решать свою судьбу.
– У нас очень строгие правила и распорядок. Многие не могут устоять от соблазна выпить, некоторые не любят купаться. Буквально «с боем» идут в душ. Говорят, что вчера мылись и снова повторять процедуру не намерены. Вот так, — рассказала Ирина Козина.
Также, среди прочих требований, вновь прибывшие обязательно должны пройти дезинфекцию и сдать кровь на анализы. В первую очередь специалисты выявляют наличие таких заболеваний, как СПИД, сифилис и туберкулёз. В случае положительного анализа на какое-либо заболевание, обратившегося человека сначала направляют на лечение в спецучреждение, а затем возвращают в КЦСОН.
Всего в Отделении ночного пребывания для лиц без определённого места жительства ГАУ СО «КЦСОН Балаковского района» работает 11 человек. Среди них медсёстры, психологи, специалисты по социальной работе и администраторы. Все они стараются понять и помочь людям, кто нуждается в их помощи.
Но помочь людям, которым помощь не нужна, невозможно. Специалисты в один голос утверждают, что без личного желания и рвения обратившегося сделать что-либо практически нельзя. Но не стоит отчаиваться. Шанс есть всегда, даже если кажется, что ты уже на самом дне!