Администрация БМР опубликовала постановление, в котором описаны основные направления долговой политики Балаковского района. И в этом документе довольно интересные данные. Итак, давайте заглянем в «районный кошелёк» и узнаем — сколько там денег и кредиток. Совсем недавно, в начале декабря, для пополнения бюджета БМР взяли 115 миллионов рублей, и эта сумма ещё не учтена в нижеприведённой выдержке из документа…
По состоянию на 1 января 2020 года муниципальный долг составил 445,5 млн. руб. или 44% от фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Балаковского муниципального района. Объем муниципального долга составляют кредиты от кредитных организаций (395,0 млн. руб.) и бюджетные кредиты из областного бюджета (50,5 млн. руб.), в том числе реструктуризированные до 2034 года (10,6 млн. руб.).
За 2018 — 2019 годы муниципальный долг увеличился на 198,4 млн. руб. в результате того, что собственные доходы районного бюджета ежегодно не позволяют принять бездефицитный бюджет и направить средства на сокращение муниципального долга.
В соответствии Планом мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, привлечение банковских заимствований должно осуществляться по процентным ставкам не выше уровня ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 1 процентный пункт. Эти ограничения существенно осложняют привлечение банковских кредитов, в связи с существующей тенденцией постоянного уменьшения размера ключевой ставки. В результате снижения процентных ставок по кредитам, коммерческие банки готовы заключать договора на предоставление коммерческих кредитов исключительно на краткосрочный период (до 1 года). В связи с чем, в 2021 – 2023 годах продолжится работа с коммерческими банками по увеличению объема заимствований на среднесрочный период в общем объеме муниципального долга.
Регулярно проводится мониторинг экономической ситуации на рынке кредитных услуг, что позволяет своевременно перекредитовывать действующие кредиты и снижать процентную ставку по вновь привлекаемым.
Средняя процентная ставка за 2018 год составляла 8,15 процентных пункта. Проценты по вновь привлекаемым кредитам для перекредитации и финансирования дефицита бюджета в 2019 году составляли в среднем 7,6 процентных пункта. По состоянию на 1 ноября 2020 года процентная ставка снижена по отношению к 2018 году на 2,9 % и составила 5,25 % годовых.
В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга для финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджета в 2018 — 2020 годах принимались следующие меры:
— привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета Балаковского муниципального района, предоставленные управлением Федерального казначейства по Саратовской области на общую сумму в 2018 году – 234,0 млн. руб., в 2019 году — 287,0 млн. руб., которые погашены в полном объеме в течение соответствующих финансовых годов. На 1 ноября 2020 года привлечены кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета Балаковского муниципального района, предоставленные управлением Федерального казначейства по Саратовской области, на общую сумму 174,0 млн. руб. Процентная ставка по данным заемным средствам (0,1% годовых) значительно ниже ставок кредитования кредитных организаций;
— привлекались остатки средств бюджетных и автономных учреждений со счета управления Федерального казначейства по Саратовской области в 2018 году в сумме 34,0 млн. руб., в 2019 году в сумме 65,0 млн. руб., которые возвращены в полном объеме до окончания финансовых годов. За 10 месяцев 2020 года привлечено и погашено в полном объеме 62,3 млн. руб.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2018 году составили 13,2 млн. руб. или 1,2 % от общего объема расходов бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в 2019 году – 20,9 млн. руб. или 1,3 %, в 2020 году прогнозируются в сумме 25,4 млн. руб. или 1,4 %.
Экономический эффект от проведенных мероприятий в области долговой политики составил в 2018 году 28,7 млн. руб., в 2019 году – 15,4 млн. руб., то есть эффект из года в год снижается.
Конечно, есть в этой долговой политике и предполагаемые способы выхода из «кредитной ямы». Так, например, планируется привлечение среднесрочных и долгосрочных заемных средств с целью оптимизации структуры заимствований; проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств; использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета. Также продолжится проведение работы по поддержанию репутации Балаковского муниципального района как надежного заемщика.