Позади три подготовительные недели, и ныне наступают дни Святой Четыредесятницы. Великий пост — это время пристального внимания к своему сердцу, к тому, чем оно наполнено. Ведь именно пост, как учит нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор».
«Как провести эти дни с духовной пользой Святая Церковь учит нас уже в подготовительные недели: «Постное время светло начнем, к подвигам духовным себя предложив, очистим душу, очистим плоть, постимся от всякой страсти, как от снеди, наслаждаясь добродетелями духа; в них же совершенствуясь любовью, да сподобимся все видеть всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радуясь» (стихира преподобного Феодора Студита вечером в Неделю Сыропустную).
Великий пост — это долгая и трудная дорога, которую мы должны наполнить шагами-подвигами ради соединения со Христом. И первый шаг — прощение. Порой бывает легче попросить прощения, чем простить и забыть обиду, вытеснить ее и сопутствующие ей гнев, злопамятность, ненависть, зависть и заменить их любовью, терпением и смирением, но будем укрепляться словами апостола Павла: прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32). Преподобный авва Исайя называет прощение милостыней, а святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем всё человечество, ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве». Вот сколь велико значение прощения в деле нашего спасения!
За глубоким и искренним прощением придет покаяние, которое есть не просто сокрушение о грехах, но, как пишет святитель Василий Кинешемский, оно «…предполагает коренную перестановку: на первом месте всегда, везде, во всем — Бог; позади, после всего — мир и его требования. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог».
Желаю всем нам вдумчивого и рассудительного взгляда на свои сердце и душу, чтобы нам хватило духовной ревности и мужест¬ва искоренить из них то, что нас мучает и доставляет страдания — наши страсти. Да поможет нам в этом всемилостивый Господь и Святая Церковь!» — говорит епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей.