• 21.12.2024 16:32

BALREPORT.RU

Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС77-83051 от 11 апреля 2022г, зарегистрировано Роскомнадзором (16+)

Егор Покровский: «Наш театр пандемию переживет, а что дальше…?»

Автор:Надежда Бобалова

Апр 22, 2020

Автор этой статьи — друг нашего канала, блогер Алексей Колоской, который поднял с своём «Живом журнале» важную проблему. Алексей пообщался с весьма интересным человеком Егором Покровским – директором театра кукол «Лель». Это профессиональный негосударственный семейный театр, который находится в городе Хвалынск. Итак, слово автору…

-Из беседы я много я реально узнал много интересной информации. О том как сегодня тяжело выживать, тем более в условиях самоизоляции, когда запрещены все массовые развлекательные мероприятия. По сути артисты глухо отрезаны от своих зрителей. Я уже молчу про финансовую составляющую. Но не только это. Егор рассказал о тех проблемах, которые есть у провинциальных театров, о театральной кухне. По некоторым данным можно даже снимать детектив! Но давайте обо все по порядку.

Театральная жизнь в России пестра и разнообразна. Помимо государственных театров (сюда также нужно отнести региональные и муниципальные театры) есть и НЕгосударственные театры.

Негосдуарственный театр — это не значит самодеятельный. Есть яркие примеры успешных профессиональных негосударственных коллективов: Karlson House в Санкт-Петербурге, Театр. DOC в Москве, Коляда Театр в Екатеринбурге. В Саратове также есть негосударственные театры: «Аффект», «Подмостки», «Грани», детский театр «Планета Карамелька» и Театр кукол «Лель».

Для меня стало удивлением тот факт, что одной из проблем негосударственных театров является информационное поле! Казалось бы в наш век информационных технологий этого не должно быть в принципе, но тем не менее!

Негосударственным театрам приходится конкурировать с государственными и муниципальными театрами и учреждениями культуры за свою аудиторию. Но силы не равны по одной простой причине: кадровый ресурс.

В государственных театрах, как правило, есть административная группа, есть люди, которые занимаются рекламой в интернете и имеют хорошие рабочие связи с муниципальными и региональными СМИ, в том числе и с телевидением. Шансов, что телевизионщики придут снимать репортаж в негосударственный театр, мало, даже если этот спектакль поставлен современным «Станиславским». Тоже касается и печатных СМИ.

В негосударственных театрах, как правило, небольшая группа людей занимаются помимо своих прямых профессиональных обязанностей, рекламой, PR и маркетингом своего творческого продукта. И это занятие отнимает немало времени, сил и средств.

Другая важная проблема для частных театров, это поиск спонсоров, или фандрайзинг.

В странах Европы и США меценатам предоставляются значительные налоговые льготы, и государству это выгодно. Например, во Франции предприятиям в случае оказания ими меценатской помощи, предусмотрено снижение налогов на 60%, а в Германии на 33%, в Венгрии до 70%, а в Греции до 30%.

Во многих развитых странах институт меценатства постоянно поддерживается и неизменно развивается. Быть меценатом почётно и при этом степень уважения не зависит от перечисленной суммы. В Швеции ежегодно проходит церемония «Меценат года», в Канаде деяния меценатов увековечивают в памятных досках и почётных списках. А что же получает спонсор и меценат в России? НИ-ЧЕ-ГО. Поэтому крупные предприятия, банки и бизнесмены в финансовом плане никак не заинтересованы в том, чтобы помогать театрам вообще и тем более негосударственным театрам.

Честная конкуренция, как это ни странно, еще одна проблема для небольших негосударственных театров!

Не редкой бывает такая ситуация, когда негосударственный театр договорился о проведении спектакля в уездном городе N, вложился в рекламу (печать афиш, распространение билетов, реклама в городской газете и группах в соцсетях), то не факт, что этот спектакль состоится! И никакой вины негосударственного театра в этом не будет, просто в уездный город N едет филармония или муниципальный театр из города M. В таком случае, негосударственный театр благодарят, улыбаются и говорят «до скорых встреч, но Вы же сами понимаете…»

О, да, понимаем, говорит руководитель негосударственного театра и принимается распаковывать чемоданы с реквизитом и костюмами. Также есть нечестная конкуренция со стороны театров, которые НЕтеатры, в которых служат, если так можно выразиться, актёры, которые НЕактёры. Вы спросите: а разве так бывает? Бывает! Особенно это касается детских садов, по которым гастролируют ноунейм «театры», показывающие низкого качества спектакли, но которые не зарегистрированы никак и поэтому они могут «отстегнуть» аренду заведующему садиком гораздо большую, чем официально зарегистрированный театр.

Ведь театр платит 6% с проданных билетов государству, платит отчисления в Российское Авторское Общество, а заработная плата, как Вы знаете, облагается налогом, медицинскими и страховыми сборами-поборами, ну и так далее… А качество спектакля многих заведующих детскими садами, к сожалению, не волнует. Печально? Да, а что делать?

Ну и конечно еще одна проблема, которая обрушилась на всех на нас, это пандемия. Наверное, стоит признать, что не любой зритель готов пойти на театральное представление, это же не концерт Киркорова или Баскова. Но, тем не менее, люди в театры ходили! Если по статистике в 2018 году в театры ходило 18% наших граждан, то в 2019 уже 48%. Была положительная динамика. Но это все в больших городах. Жители малых городов такого удовольствия не имели.

Но сегодня в условиях, когда у людей значительно упали доходы, им вряд ли будет до походов в театр. И здесь опять в выигрышной ситуации находятся государственные/региональные/муниципальные театры, они получать свои дотации и ставки. А вот частные театры опять в пролете. Про заработки можно забыть. А без денег не будет никаких расходов и на новые постановки.

Единственный способ выжить у провинциального негосударственного театра, это гранты. Но их выиграть тоже не так-то просто, да и дают их не за красивые глаза, а на реализацию социально-значимого проекта, который включает в себя далеко не только постановку спектакля.

Но Егор Покровский не унывает и пытается бороться с этой ситуацией. Я забыл в начале этого поста упомянуть, что он инвалид колясочник, что уже в нашей стране добавляет много хлопот автоматически, но, тем не менее, ему удалось создать театр кукол «Лель».

Егор сегодня является член Гильдии театральных менеджеров РФ, членом Всероссийского Общества Инвалидов, награждён Почётным нагрудным знаком губернатора Саратовской области «Надежда губернии». Студент кафедры режиссуры театрального факультета Самарского Государственного Института Культуры (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Карпушкина М. А.). Театр под его руководством становился лауреатом многих театральных конкурсов.

Егор не привык просить о помощи, мало того он предлагает целую программу, которую могли бы принять а государственном уровне, и которая хоть как бы регламентировала деятельность негосударственных театров в России. Для этого достаточно всего лишь выполнить несколько условий:

Внести на рассмотрение Государственную Думу закон о спонсорстве и меценатстве, аналогичный тем, которые уже работают во многих европейских странах и США. Это позволит с большей долей вероятности привлекать спонсорские средства в культуру и поддерживать негосударственные театры в частности.

Содействовать в организации гастрольной деятельности в границах региона, в котором зарегистрирован театр. Это позволит охватить малые города и сельские территории, развивать зрительскую культуру поведения в театре и привьёт художественный вкус.

Запретить незарегистрированным театральным коллективам выступления в детских садах.

Услышат ли наши чиновники все эти предложения? Сейчас, конечно же, много других проблем, и не до театров. Но, мне хочется, верит в лучшее! Они обязательно пройдут! И тогда можно будет прийти на спектакль театра кукол «Лель», и посмотреть настоящее шоу профессиональных актёров!

Автор — блогер Алексей Колосков