• 05.03.2025 01:04

BALREPORT.RU

Самые актуальные новости Балаково Хвалынска Саратова. Сетевое издание ЭЛ № ФС 77-83051 от 11.04.2022 г. выдано Роскомнадзором

Центр культурного развития в Балакове — «декорация культуры»

Автор:Надежда Бобалова

Мар 4, 2025

Все балаковцы уже смирились с серой жестянкой, построенной на Саратовском шоссе, носящей гордое имя Центр культурного развития (ЦКР). Многие гости нашего города, по незнанию, спрашивали: «Зачем там построили ритуальное здание?». И даже находящийся рядом магазин строительных материалов выглядит более «культурно и молодежно», чем сам ЦКР. Но здание построено и пора узнать, ради чего все это было?

Мы решили «окультуриться» и напросились в гости к директору учреждения Поздняковой Екатерине Владимировне. Приняли нас радушно и провели полную экскурсию по пока пустующему центру. Осмотр мы начали с классов прикладного творчества, их всего два, в одном уже лежат на столах краски, кисти и альбомы для творчества, так сказать, для наглядности. Екатерина Владимировна поведала, что это класс изобразительного искусства, а второе помещение будет использоваться для прикладного творчества — дети там будут мастерить что-то руками. Директор даже рассказала, что сама будет проводить занятия с детьми — «отводить душу» с помощью творчества. До занятия должности директора ЦКР Екатерина Владимировна руководила кружком рисования, детки с удовольствием ходили на ее занятия, соответствующие отзывы об этом можно найти в социальных сетях.

Однако сами помещения к этому творчеству не особо пока располагают: стены, как и во всем центре, выкрашены в серый цвет, что при тотальной пустоте навевает какое-то уныние. С этим унынием новый директор будет бороться: в планах раскрасить некоторые стены и нарисовать большие муралы, должны появятся информационные яркие стенды и т.д. Остается вопрос, почему эту «яркость» детского учреждения не внесли в изначальный дизайн-проект? В одном классе предусмотрели умывальник с кафельным фартуком, что, конечно, очень удобно, но в другом помещении допустили ошибку в проектировании отопительной системы, и циркуляции теплоносителя в батареях нет, отсюда и соответствующая прохлада, с чем предстоит бороться еще не принятому на работу завхозу.

Напротив творческих классов есть туалет, оборудованный необходимым для маломобильных граждан и обычный санузел. Административные кабинеты мы рассматривать не будем, кроме той же серости их отличает только наличие оргтехники.

Центральный холл сильно не изменился: высоченные потолки не позволяют прогреть его для комфортной температуры, плитка местами треснула, видимо, еще при строительстве. Ярким пятном тут выступают лишь синие и желтые банкетки и пуфы, более о творчестве тут ничего не напоминает.

Из холла мы прошли в зал хореографии, из которого есть выход в мужскую и женскую раздевалки с множеством шкафчиков и раздельными душевыми. Зал весьма приятный, светлый с большими зеркалами и хореографическими станками. Тут подкачали только экраны на батарейных радиаторах — мятые и кривые.

Переходим в зрительный зал, но, к сожалению, «зреть» там совершенно нечего! Это просто фиаско! Сцена обтянута дешевым ковролином, который венчают вкривь закрепленные уголки, сиденья для зрителей также богатством отделки не радуют, некоторые из них вообще другого цвета. Тактильные ощущения тоже не из приятных — внутри дешевой обивки неплотный поролон, и палец при нажатии достает до тонкой опорной фанерки — ни о каком наполнителе из пены с эффектом памяти нет и в помине. Плинтуса «заботливо» закреплены криво, на торцах нет заглушек, некоторые уже сломаны. Впечатление общей дешевизны никак не покидает посетителей. Но самое печальное это то, что НИКАКОГО оборудования в этом зале нет, от слова совсем! Будка оператора и режиссерская комната есть, но ни проекторов, ни пультового оборудования там нет, как нет светового оборудования, сценических занавесей — в общем НЕТ НИЧЕГО!

Екатерина Владимировна с позитивом смотрит в будущее, надеется изыскать средства на закупку всего необходимого, но это миллионы рублей, и в то, что их выделят, верится с трудом. Пока этот зрительский зал останется без зрителей на долгое время, а может и навсегда. Самое интересное, что обойдя сцену, мы увидели силовой кабель, который отвечает за все оборудование, ведущий в никуда: он просто валялся на полу, увенчанный двумя УЗО (устройство защитного отключения). Зато лифт-подъемник для инвалидов-колясочников смонтирован на сцене, жаль, что не подключен.

Гордостью ЦКР можно назвать столовую, вот уж где есть все. Кухня оборудована пароконвектоматами, промышленными фритюрницами, тестомесами и т.д. Возникает один вопрос: зачем? Такие производственные мощности предполагают большую посещаемость, но разве это центр общепита? Конечно, можно попытаться проводить кулинарные мастер-классы для всех желающих, но тогда планировка не должна быть по образцу столовой: такие мероприятия не предполагают промышленных масштабов, да и сама кухня не предназначена для нахождения там большого количества гостей. Тем более санитарные требования не позволят находится посторонним в зоне пищеблока, если он работает в остальное время как столовая.

Если идти по пути общественного питания на платной основе, то как это будет выглядеть? Десятки людей в строительных комбинезонах заходят в центр культурного развития пообедать в разгар мероприятий? Тогда какой это центр культуры? Родители, которые ожидают своих чад, конечно, могут выпить чашку кофе с пирожком, но эти потребности может закрыть обычный буфет, как, например, в Альбатросе, и для этого не нужен полноценный пищеблок.

Выставочное пространство внутри ЦКРа — тоже «чемодан без ручки»: экспозиционного освещения нет, посреди зала торчит металлический швеллер, чтоб не упали стенки. К тому же выставочных пространств в городе достаточно — эти функции давно выполняют городской выставочный зал и картинная галерея, часть экспозиций есть в музее истории Балакова. Тем более, что рассчитывать на привозные выставки картин вряд ли стоит, поскольку ценные экспонаты поступают по договоренностям через Минкульт и в рамках относящийся к нему инфраструктуры.

Ситуацию частично мог бы исправить компьютерный класс — современные информационные технологии сейчас в приоритете — тем более освоение промт-инжиниринга для работы с нейросетями, либо работа с графическими редакторами были бы очень интересны для молодежи. Зайдя в цифровой класс, мы увидели запечатанные коробки с системными блоками «российского производства». Но изучив внимательно спецификацию к ПК, были сильно разочарованы. Внутри системных блоков стояли устаревшие RYZEN 3000 со встроенной графикой и 8GB плашкой оперативной памяти. Можно сказать, что сейчас такие компьютеры годятся лишь для интернет-серфинга и легких задач в фотошопе, которого там естественно нет, как нет и привычной операционной системы Windows. Детишкам придется осваивать Linux, что, конечно, тоже неплохо, однако зачем? На закупку софта для этих «древних» ПК уйдут тоже не малые деньги.

Вот и получается, что ЦКР — сборище нелепых помещений, потребности в которых не настолько актуальны, чтобы ради них строить целое здание. По итогу востребованным будет только зал хореографии, но таких коллективов у нас в городе много, и ничего нового в этом сегменте предложить центр не может. «Кинотеатр», он же зрительский зал, вряд ли вообще запустится в ближайшее время, на его оснащение уйдут десятки миллионов, да и как туда заманить зрителей? Муниципальный кинотеатр у нас уже есть, это ГЦИ, особой загруженности и он не испытывает. Остается роль «свадебного генерала», для проведения пары пафосных мероприятий для галочки.

Классно, что построили, но зря. Могли бы из этого сделать огромное молодежное пространство без пищеблоков и прочих «номенклатурных» атрибутов. Тем более пример такого яркого и интересного пространства есть — это здание Молодежной инициативы. А пока здание ЦКР напоминает «киношную» декорацию, так сказать для картинки из далека, но при ближайшем рассмотрении это просто муляж.

Очень порадовал настрой руководителя — Екатерина Владимировна верит, что здесь когда-нибудь будет полноценное творческое пространство. Может быть, ей и удастся сдвинуть бюрократическую машину, победить принцип строителей «и так сойдёт», доказать «культурным» чиновникам, что впопыхах построенный центр надо приводить в порядок. Но пока ни утверждённого бюджета, ни полноценной концепции развития нет, и это мешает увидеть конечную «картину».