• 23.07.2024 02:36

BALREPORT.RU

Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС77-83051 от 11 апреля 2022г, зарегистрировано Роскомнадзором (16+)

ЮМОР НА ГРАНИ ПОШЛОСТИ: премьера в ТЮЗе вызвала противоречивые чувства у публики

Автор:Надежда Бобалова

Мар 31, 2019

В Балаковском театре юного зрителя прошла премьера спектакля по пьесе Марка Камолетти «Боинг – Боинг».
Сюжет пьесы незамысловат. Комедия рассказывает о романе парижского ловеласа с тремя очаровательными стюардессами, каждая из которых и не подозревает о существовании двух других. Это вынуждает главного героя подстраивать свою жизнь под расписание трёх невест. Но однажды расписание меняется и жениху приходится включить всю свою изобретательность, чтобы разобраться в нелёгкой ситуации – все девушки оказываются вместе…

Пьеса написана в 1960 году французским драматургом М. Камолетти в жанре комедии положений. Данный жанр отличается от комедии нравов тем, что построен на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться героям произведения. В 1991 году комедию «Боинг – Боинг» внесли в Книгу рекордов Гиннеса как самую часто исполняемую (она поставлена более чем в 50 странах мира).
И вот, пьеса «Боинг – Боинг» появилась и на сцене Балаковского ТЮЗа. Хорошо ли? Каждый побывавший на премьере ответит по-своему…
На премьерном показе спектакля все места в зрительном зале были заняты. Открылся занавес, заиграла музыка, на сцену пролился яркий свет, и из показавшихся декораций спектакля появились актёры в красивых костюмах. Зрители сидели как завороженные – атмосфера предвкушения новой постановки никого не оставила равнодушным.

Однако после получасового действа на сцене стало заметно, как многие зрители, особенно молодые люди, смотрели в пол или блуждающим взглядом осматривали зал и декорации на сцене. Но почему? Ведь на сцене комедия! Всё просто, некоторым спектакль пришёлся не по вкусу. Не будем разбирать задумку режиссёра или актёрскую игру, это оставим профессиональным театральным критикам (если таковые имеются в нашем городе). Выскажем лишь своё мнение как зрителя.
Конечно, комедия, особенно комедия положений, не является серьёзным литературным жанром, как, к примеру, драма. Это мы понимаем. Но вот что вызвало неприятные чувства после просмотра данного спектакля, так ничем не прикрытая пошлость.
Планируя посетить театр, предвкушаешь выйти из зала воодушевлённым, может быть растроганным или разочарованным несправедливостью жизни… Но никак не с желанием помыть руки с мылом.
Но были и те, кому понравился спектакль. В целом, многие опрошенные нами зрители разделились на два основных лагеря: те, кто посчитал постановку «пустой и безвкусной», и теми, кто остался доволен увиденным. Третьи лица остались в смешанных чувствах, списав, по их мнению, неудачи премьеры на волнение актёров.
Стоит ещё раз отметить то, что понравилось всем балаковцам без исключений – декорации и костюмы. Картинка постановщику действительно удалась. Над сценой висели красивые постеры с изображением трёх див: Мерлин Монро, Марлен Дитрих и Бриджит Бордо. Картины навевали на мысли о трёх героинях пьесы, о стюардессах. По сюжету девушки были: немкой, американкой и француженкой. Однако, не покидало чувство, что где-то это уже видели… Оказывается, такой же приём был использован спектакле «Боинг – Боинг» в постановке режиссёра-постановщика Сергея Алдонина в рамках «Независимого театрального проекта».
К слову, постановка в исполнении Петра Красилова, Марины Дюжевой, Георгия Дронова, Екатерины Климовой и других известных артистов так же не пришлась по вкусу московским зрителям. Многие назвали этот спектакль «кривляньями и криком на грани истерики», кто-то пожалел «потраченного времени». Но это было там, в Москве, а у нас…

Как сказал незабвенный Константин Сергеевич Станиславский: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
Вряд ли в «Боинг – Боинг» изображена жизнь, как она есть. Даже если так, то может не стоит выносить эту её сторону на показ, да ещё и в Театре ЮНОГО зрителя? Или ставить возрастной ценз не 16+, а все 18+? Тем более, что дети всё равно присутствовали на премьере. Но оставим это на суд зрителей, в числе которых мы оказались.
Хочется отметить, что во многих постановках балаковского театра (заметьте, мы не говорим, что во всех!), «красной нитью» сквозь спектакли проходит идея интимных отношений. Взять хотя бы спектакль «Свадебный переполох», премьера которого состоялась в 2017 году, или же «Примадонны», или даже «№ 13». Но у всех этих спектаклей имеется одна отличительная черта – юмор. Там он есть. Чего не скажешь о новом спектакле. Хотя, любой спектакль можно сыграть по-разному: в одном театре тот же «Боинг-Боинг» смотрится прилично, а в другом — юмор переходит в пошлость…

Приведём ещё одно высказывание небезызвестного Артура Шопенгауэра: «Если половые отношения дают самый лёгкий, всегда находящийся под руками, готовый и доступный даже слабому остроумию материал для шуток, как это показывает обилие непристойностей, то это объясняется тем, что в их основе лежит нечто глубоко серьёзное». Так вот…Может, пора задуматься о чём-нибудь более высоком? Может, стоит продолжить череду хороших спектаклей как «Сомнамбулизм», «Безымянная звезда» и «Афинские вечера»? Но это так, скорее, риторический вопрос.

фото из группы Балаковского ТЮЗа