…Вот непонятно одно: почему школы вдруг решили, что могут без конкурентной борьбы закупать услугу по ремонту кровель? Основными принципами ФЗ №223 «О Закупках…» являются это равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, которые в ходе конкурентных закупок позволяют снизить цену и получить желаемое за меньшие деньги. Отдельный разговор, когда закупка вынужденно проводится у единственного поставщика — к примеру, если данная услуга на рынке слабо представлена или поставщик является естественным монополистом; или подрядчик ранее выполнил основной контракт и покупка этих же услуг, работ у другого поставщика нецелесообразна; такие закупки обоснованы при возникновении аварии или ЧС- случаев много и все они как гласит ФЗ 223 «О закупках…» должны быть описаны в Положении о закупках каждой организации.
Но в нашем случае — кровли. И организаций, которые могут заняться этой работой, в Балаковском районе достаточно.
Итак, единственный поставщик будет ремонтировать в этом сезоне несколько школ:
-СОШ №6 (1 миллион 449 тысяч рублей)
-СОШ с.Новая Елюзань (1 миллион 128 тысяч рублей)
-СОШ с.Наумовка (1 миллион 545 тысяч рублей
-СОШ №11 (2 миллиона 819 тысяч рублей)
-СОШ №21 (1 миллион 902 тысячи рублей)
-СОШ №26 (920 тысяч рублей)
-СОШ №27 (1 миллион 891 тысяча рублей)
СОШ №12 (4 млн.879 тысяч рублей) — здесь у единственной школы объявлен запрос котировок, видимо, сумма довольно большая, поэтому решили не рисковать.
Первый вопрос, который возникает, — каким образом были выявлены поставщики услуги? Сами пришли и предложили отремонтировать кровли или же директор школы отправился к ним и договорился? Может, чьи-то друзья-знакомые содействовали? И речь идёт не о копейках — заказы на миллионы рублей. В общей сложности — 11,5 млн.р.. И если бы эти закупки проводили как конкурентные, то даже понемногу сэкономив на каждой, можно было отремонтировать ещё одну крышу!
Второй вопрос — насколько обоснованы закупки на такие крупные суммы самими школами? До некоторых изменений в законе закупки у единственного поставщика ограничивались 100 или 500 тыс. рублей при условии, что оборот средств в учреждении довольно большой. И если заказчику понадобилось приобрести что-то быстро, то он может прибегнуть к закупке у ЕП, но условия должны быть прописаны в собственном «Положении о закупках». Но это не значит, что в данном разделе можно писать все свои «хотелки» — всё должно опираться на закон о защите конкуренции, ФЗ №223 и прочие нормативные акты, дабы не возник соблазн закупать всё у избранных. Поэтому полёт фантазий муниципальных заказчиков, которые решают «на сколько хочу и у кого хочу», регулярно прекращает Федеральная антимонопольная служба. Практика по таким делам весьма обширна.
Есть один пункт, который позволяет закупить работу, услугу у единственного поставщика — если ранее объявлялись аукционы по конкретному объекту, и на них никто не заявился. Но мы проверили по сайту закупок — никто не объявлял по данным школам ни запросы котировок, ни аукционы ранее.
Кстати, согласно сайту закупок, по ремонту кровель в детских садах конкурентные закупки в этом году проводились. А ведь для муниципальных автономных учреждений, коими являются сады и школы, действуют один и тот же закон о закупках. Как-то странно, что желающие ремонтировать садиковские крыши имеются, а на школьные — подрядчики не находятся…
Отметим, что в запросе котировок по СОШ №12 (единственная школа, которая объявила конкурентную закупку) было три (!!!) участника, один из которых предложил цену на 200 тысяч меньше начальной. То есть ссылка на то, что нет желающих участвовать в аукционах, не работает.
Самое интересное, что в нашу редакцию обращаются предприниматели, которые занимаются ремонтом кровель уже не первый год. Поскольку с капремонтом крыш в многоквартирных домах в этом году дело не идёт, они хотели бы участвовать в других закупках. Но это в итоге невозможно: поставщики по ремонту школьных крыш являются какими-то «избранными».
Ещё один момент: если объявить конкурентную закупку, то даже если будет один заявитель, можно заключать договор с единственным заявителем. Если уж «избранные» хотели бы, то могли бы заявиться и на «правильную» закупку — если был бы конкурент, поторговались бы и снизили цену. Если бы конкурента не было — то стали бы единственным заявителем и также ремонтировали бы выбранные кровли… А может, дело не в самих подрядчиках, а в тех, кто и почему их выбирает? Но, возвращаясь к первому вопросу, — почему тогда именно они будут делать крыши?
Мы отправили в администрацию запрос, кто же в итоге стал этим «избранным»? Очень интересно посмотреть, за какие заслуги фирмы, которые стали единственными поставщиками, получили привилегию ремонтировать школьные кровли в Балакове… Как прокомментировал эту ситуацию глава БМР Александр Соловьёв, «всё по закону».