Многие балаковцы, наверняка, замечали, что в троллейбусах ездят очень мало пассажиров — зачастую один, два человека в салоне. Между тем, затраты на обеспечение одного круга по маршруту — существенные: сюда входят электричество, зарплата водителя, амортизация и т.д. Стоимость билета на троллейбус должна быть более 100 рублей. Но попробуйте заговорить о закрытии троллейбусных направлений — люди поднимут бунт, мол, город лишают экологически чистого транспорта! Хотя если спросить — кто им пользуется, руки поднимут единицы… Это как чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко.
Давайте поразмышляем — есть ли будущее у «рогачей» в Балакове?
Потребление электроэнергии на 1 километр пробега — 2,7 киловатта. Для примера возьмём маршрут №5. Его длина в одну сторону составляет 11 километров, соответственно круг — 22 км. Допустим, один троллейбус в день делает 5 кругов. За них он потребит 297 киловатт. При стоимости 1 киловатта в 4 рубля, эти пять кругов обойдутся в 1188 рублей. Разделим это на стоимость билета — 23 рубля — соответственно, только для оплаты потреблённой электроэнергии в троллейбусе должны проезжать по 10 человек за один круг. И это должны быть не льготники, ведь за них компенсируют не полную стоимость льготного проезда.
А прибавьте сюда зарплату водителям и кондукторам, обслуживание троллейбусов, содержание ремонтного цеха и прочие расходы, то переводить надо гораздо больше 10 человек за круг.
Конечно, все наши расчёты приблизительные (кроме данных по потреблению электричества), но всё равно понятно: перевозя по два-три человека за круг, ни о какой прибыли говорить не приходится. До того, как произошло слияние двух предприятий — БЭТ и БПАК — у троллейбусного перевозчика ежегодные убытки были по 11 миллионов рублей.
Сам руководитель МУП БЭТ Александр Халилов в ходе депутатского визита на предприятие говорил:
-Заправить электричеством троллейбус гораздо дороже, чем автобус бензином.
После слияния все эти убытки стали компенсировать за счёт доходов автобусного парка.
ТАК СТОИТ ЛИ СОДЕРЖАТЬ ПАРК УБЫТОЧНЫХ ТРОЛЛЕЙБУСОВ?
Троллейбусы в Балакове востребованы минимально. И этому есть несколько причин. Во-первых, не развита маршрутная сеть. Если человеку надо попасть в жилгород, то дальше остановки «Космос» он на «рогаче» не уедет, а ведь это самое начало островной части. Соответственно, те, кто направляется вглубь жилгородка или в старый город либо едут оттуда в сторону центральной части Балакова, априори не являются пассажирами троллейбусов.
Во-вторых, обещанный маршрут через новый мост тоже так и остался в планах. И снова те, кто хочет добраться на островную часть, едут на автобусе №15, а не по новому обещанном троллейбусному маршруту.
К тому же троллейбус движется медленно и ходит не так часто, а его маршрут дублируют сразу несколько автобусов, поэтому пассажиры садятся в тот транспорт, который приходит быстрее. И не всегда это — троллейбус.
Спросом пользуются только, пожалуй, дачные сезонные маршруты, особенно в сторону бывшего химволокна, поскольку туда не ходят автобусы. И это хороший вариант — оставить троллейбусы на дачных направлениях, возобновив, к примеру, ещё и маршрут в сторону с.Натальино, куда ведут действующие сети — по этому поводу вполне можно провести переговоры с руководством Балаковской АЭС…
Кстати, кто видел в последний раз троллейбусы на маршруте №11 — на ул.Комарова? А он действует! По крайней мере, в отчётах он даже рейсы совершает.
«ЗАКРЫВАТЬ НЕ БУДЕМ»
Мы направили вопросы в МУП БЭТ и получили ответы, в которых, почему-то, обошли финансовую составляющую — не указали ни себестоимость одного круга, ни реальную стоимость билета с учётом всех затрат, ни среднюю зарплату водителей и кондукторов. Тем не менее, некоторую информацию мы получили. Итак,
«МУП «Балаковоэлектротранс» осуществляет свою деятельность в области перевозок пассажиров с 1967 года. Существующая маршрутная сеть сформировалась в 60-х — 80-х годах прошлого столетия наряду со строительством БКХВ, завода РТИ, Балаковской АЭС и предназначалась для перевозки работников данных предприятий. В настоящее время троллейбусная сеть г.Балаково включает в себя 7 городских троллейбусных маршрутов. Все маршруты являются действующими.
Так же предприятие оказывает услуги по перевозке работников предприятий на заказных троллейбусных маршрутах.
Численность работников предприятия составляет 340 человек.
Ежедневно на маршруты выпускается от 14 до 17 троллейбусов. В дачный период количество подвижного состава увеличивается согласно заявкам председателей дачных кооперативов.
В марте — апреле текущего года на предприятие были доставлены 20 троллейбусов, ранее эксплуатировавшиеся на пассажирских маршрутах г.Москвы. На линию выпускаются имеющиеся на предприятии троллейбусы и троллейбусы прибывшие из Москвы.
Троллейбусы работают на регулярных городских маршрутах в соответствии с графиком проведения профилактических, ремонтно-восстановительных работ, для обеспечения которых имеется необходимая материально — техническая база, квалифицированный технический персонал и водительский состав.
Потребности в увеличении троллейбусного парка нет, т.к. в МУП «Балаковоэлектротранс» находится достаточное количество подвижного состава для обеспечения перевозок на действующих троллейбусных маршрутах.
На предприятии формируются ежемесячные планы по перевозке пассажиров, которые корректируются в зависимости от изменения пассажиропотока отделом организации движения предприятия.
Открытие новых троллейбусных маршрутов по существующей контактной сети на данный момент не планируется.
Троллейбусная линия на Балаковскую АЭС не является городской и использовалась для перевозки персонала станции на заказном маршруте. В связи с тем, что администрация БалАЭС расторгла договорные обязательства, в настоящее время движение по этому маршруту не осуществляется. На участке ул.Минская — ул.Комарова — ул.Вокзальная ежедневно выполняется рейс 11 маршрут. Так же данный участок контактной сети является резервным.
С вводом нового мостового перехода через судоходный канал были изучены перспективы открытия нового троллейбусного маршрута. Помимо организационно-правовых мероприятий, открытие нового маршрута включает в себя строительство новой контактной сети по мостовому переходу, в островной части города и требует значительных материальных затрат. Данный проект находится на стадии разработки и изыскания источников финансирования.
Вопрос о прекращении пассажирских перевозок электротранспортом как на предприятии, так и в администрации Балаковского муниципального района не рассматривается. У данного вида транспорта, с его сетью маршрутов, сложилась определенная категория пассажиров, которые планирует свое передвижение с учетом существующих троллейбусных маршрутов. Так же следует обратить внимание, что перевозка пассажиров троллейбусами является более безопасной по сравнению с автомобильными пассажирскими перевозками.»
А что думаете вы по этому поводу? Необходимо ли менять существующую троллейбусную сеть или её можно закрыть?