Литературные критики, скорее всего, и анализировать подобные стихи не станут: им хватит и одного четверостишья (или, как называет их автор – ЗЕВСограммы), чтобы понять – что к чему. Да что уж критики! Судя по всему, даже многие из тех, кому балаковский поэт дарит свои книги, их не открывают и не читают. Иначе как объяснить тот факт, что в свет вышло уже более 40 книг ЗЕВСа, а скандал разгорелся только сейчас?..
Началось всё с поста в соцсетях: автор сообщения Данил Бузанов выложил скриншоты страниц из книг Евгения Запяткина. «ЗЕВСограммы» неадекватно описывали быт и традиции евреев. Это сообщение в группе «Типичный Балаково» вызвало бурные обсуждения, ответить на которые ЗЕВС решил официально – собрав срочный брифинг для СМИ в здании администрации. На подмогу были приглашены представители национальных диаспор и по совместительству члены Общественной палаты БМР Ольга Булгакова, Владимир Примаков, а также активный член ОП БМР Татьяна Шмелёва.
Заместитель председателя Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при администрации Балаковского района Надежда Грешнова озвучила позицию администрации: эти стихи можно считать творчеством, пока прокуратура не докажет обратное.
Сам Евгений Запяткин сразу заявил, что его произведения надо воспринимать с юмором. Но с этим не согласились журналисты, присутствовавшие на брифинге. Они зачитывали одно четверостишье за другим и просили пояснить автора – о чём, собственно, идёт речь?
-Вы вырываете из контекста, — отметили защитники Евгения Запяткина.
-Каждое четверостишье – это отдельное законченное произведение. О каком контексте может идти речь? Это как стихи Омара Хайяма: каждый – законченное произведение, — возразил журналист Андрей Будякин.
-Вы не читали других стихов Евгения Запяткина? У него есть произведения на разные темы. Он многогранен! Почему же акцент сделан на евреях? – вопрошали приглашённые члены ОПы. ЗЕВСа сравнили даже с Александром Пушкиным, мол, тот тоже писал шуточные стихотворения. Группа поддержки Евгения Викторовича отметила, что «стихи – это душа». Но неужели получается, что душа у ЗЕВСа такая пошлая и чёрная?
А сам виновник брифинга заявил, что чёрный юмор и сарказм – это такой творческий приём для того, чтобы привлечь внимание.
Мы не хотели публиковать этот скриншот, потому что стыдно читать. Но данное четверостишье — тоже показатель…
-Мне евреи никаких претензий не предъявляли, — добавил поэт.
Действительно, представитель еврейской общины Ольга Булгакова подтвердила, что претензий нет. Но, во-первых, в общине не только она (а у нас есть информация, что кто-то не согласен с абсолютной безобидностью стихов Евгения Запяткина), а во-вторых, с автором «ЗЕВСограмм» Ольгу Булгакову связывают многие годы дружбы, к тому же они трудятся на благо общества в ОПе…
Член Общественной палаты БМР Татьяна Шмелёва отметила, что сейчас в России сложные времена и что все должны сплотиться.
-Национальный вопрос – очень тонкий, и он требует основательного подхода. А творчество Евгения Викторовича показывает, что он – многогранная личность, — сказала Татьяна Шмелёва.
А журналист Андрей Будякин между тем изучал последнюю книгу ЗЕВСа и периодически зачитывал четверостишья, которые вызывали смех и недоумение. Особенно всех поразила традиционная для сочинений Запяткина рифма «еврея-гонорея»…
-Евреи не обижаются, но я сейчас зачитаю ваше стихотворение, которое обидело лично меня, как русского. «Не избежать нам гонореи, Когда кругом одни евреи….» Евреев это не задевает? Наверное, это норма, что все евреи гонореей болеют? … «А были русские кругом, От СПИДА бегали б бегом». Евгений Викторович, мне за русских обидно, — сказал Андрей Будякин. — «Шлюха в ночь пришла к еврею, Тот еврей покамест спит, Своровала гонорею, Насморк, сифилис и СПИД…» Потрясающий «юмор», — иронично отметил журналист после очередного стиха.
-Стихотворение «Мент»: «Он и в рот не берёт, Не сидит в курилке: В кобуре – бутерброд, В голове – опилки», — продекламировал журналист.
«Хороший» образ сотрудника правоохранительных органов, однако, представляет читателям ЗЕВС…
-А что, опилок в голове не бывает что ли? – как будто искренне удивился г-н Запяткин.
Но как ни странно, даже это четверостишье вызвало одобрение со стороны членов Общественной палаты БМР. Неужели для них всё, что написано рукой ЗЕВСа, — непоколебимо и здравый смысл на время исчезает?
Похоже, что это — подтверждение нашего предположения о «культе ЗЕВСа», о котором мы писали в одной из статей, посвященной законности работы Общественной палаты в Балаковском районе.
P.S. На брифинге присутствовал и неожиданный участник: юрист Владимир Капустин.
-Когда я ознакомился с публикацией «Евреи и суббота», я был крайне удивлен. Я принес с собой источник иудаизма, синодальный перевод христианской библии, где четко определено, что четвертая заповедь прямо указывает «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой. Одним словом, посвящай его господу». Поэтому, когда я читаю в стихах «Выходит, что мудрее Бездельник, чем работник: Суббота — для еврея, для остальных — субботник». Я должен вам напомнить, что и у христиан суббота была тем днем, когда они были обязаны посвящать его одному — отдыху и изучению источников христианских, — сказал Владимир Капустин. — Я считаю, что данная публикация вызывает неуважительное отношение к евреям. А само по себе неуважительное отношение к любой нации, по религиозному признаку, оно содержит признаки экстремизма.
После этого юрист ушёл с брифинга, пообещав вернуться к этой теме.
P.P.S. Книги балаковского поэта продаются в популярных книжных интернет-магазинах по 497 рублей. Как следует из рецензии (подозреваем, что она написана самим Евгением Запяткиным), «Четверостишие Евгения Запяткина — это философское осмысление окружающего мира, средоточие живого остроумия и самобытного юмора. Их пронизывают задорные мотивы залихватских русских частушек. Катрены Евгения Запяткина сопоставимы с рубаи Омара Хайяма на современный лад». Поэтому считаем неуместным обвинение журналистов в том, что они поднимают национальную тему и пытаются раскачать конфликт, рассказывая о произведениях Запяткина в своих изданиях. «Заступники» ЗЕВСа говорят, что пресса раздувает тему на весь город.
А между тем, книгу балаковского автора может купить через интернет любой житель не только нашей страны, но и любой точки планеты Земля. И те же рецензия и аннотация к изданиям гласят: «На сайтах Интернета размещено более 40 тысяч ЗЕВСограмм Евгения Запяткина. На его страницах www.stihi.ru свыше 220 тысяч читателей, на сайте www.hohmodrom.ru более 3-х миллионов читателей»… А значит, не только для услады собственной души пишет ЗЕВС, но и сеет «вечное, доброе, светлое» на бескрайних просторах интернета…