Пятилетний контракт с автобусными перевозчиками в Балакове заканчивается через неделю. но новых аукционов почему-то никто не объявляет. Почему? Запрос мы сделали, ответа ждём. А пока попытаемся разобраться, что произошло с общественным транспортом за последние пять лет. Пошло ли на пользу стремление тогдашнего главы объединить всех разрозненных предпринимателей в товарищества и надо ли придерживаться такой схемы в дальнейшем?
В 2020 году, в бытность главы БМР Александра Соловьева, было предложено сомнительное решение проблемы городских пассажирских перевозок, а именно, всех разрозненных частных перевозчиков «сплотили» в несколько товариществ. Тогда на местную власть посыпались тысячи жалоб о неэффективности маршрутов, устаревшем парковом хозяйстве техники и несоблюдении перевозчиками графиков движения.
Проблема на рынке пассажирских перевозок зрела годами, рынок в Балакове был поделен среди множества мелких перевозчиков, у каждого из них на руках было от одного до десяти старых ПАЗиков, общего взаимодействия и нормальной диспетчеризации не было, адекватной компенсации затрат за льготников тоже не наблюдалось, отсюда и полный хаос на рынке. Чинить технику, как и закупать новую, средств у мелкого бизнеса не было, вот и крутились как могли: одни скупали проездные талоны, чтоб потом «перепродать» их, другие увеличивали парк рухляди, забирая ПАЗы у ушедших с рынка и пытаясь тем самым нарастить объем перевозок, но в итоге этот пузырь лопнул.
Решением должны были стать так называемые товарищества по каждому маршруту, где «старшим» товарищем по договору стал МУП «БЭТ», который и взял на себя функцию Альфы. БЭТ в свою очередь выступал в интересах всех товарищей, готовил за них конкурсную документацию, должен был систематизировать работу, чтоб никто никого не «резинил», соблюдал очередь и все двигались по маршруту согласно утвержденного графика. Это в итоге бы позволило ипешникам иметь больший доход и возможность ремонтировать и закупать технику. Такой симбиоз был выгоден и самому БЭТу, поскольку собственного транспорта в нужном количестве, чтоб закрыть все маршруты и отдать их под контроль УДХБ, у него не было.
В 2020 году состоялись конкурсы по всем городским маршрутам сроком на пять лет, который заканчивается 1 июля этого года. Чего же удалось добиться за это время? Те маршруты, которые через конкурсные процедуры забрали «крупные» игроки, функционируют должным образом, не без нареканий, но график соблюдается, по маршруту движения «бегают» новые газели, есть нарекания на редкие конфликты с водителями, но процесс исправно идет.
Но что же с товариществами, которые должны были стать «нашими героями»? Они перешли на «темную сторону силы». Так, «лидер» рынка муниципальный БЭТ полностью провалил работу 15-го маршрута, работая там «в одну калитку». Больше всего нареканий было именно на этот маршрут, пока не ввели в эксплуатацию новые троллейбусы. Полная жесть творится и на 5-м маршруте, особенно много жалоб в летний период, когда едут дачники.
Почему так произошло? На примере маршрута номер пять становится все понятно. Так, в 2020 году в это товарищество вошло 9 участников во главе с МУП «БЭТ», но через год по разным причинам из него вышли 2 участника, что подтверждается дополнительными соглашениями. Из оставшихся 7-х перевозчиков в 2023 году товарищество покинули еще трое, поскольку прекратили свою предпринимательскую деятельность. Но при этом документально факт выхода их из товарищества не подтверждён! Поэтому можно предположить тот факт, что перевозки на маршруте №5 с 2023 года осуществляются НЕЗАКОННО.
Исходя из всей этой информации, МУП «БЭТ» должен был заявить о роспуске товарищества на этом маршруте. А что эти внутренние пертурбации значат для пассажиров? Все просто: было 9 товарищей с 20-ю ПАЗиками, а осталось 4, с пятью автобусами. Отсюда и несоблюдение графиков, нет подменного транспорта: если два автобуса не выйдут на маршрут в связи с поломкой, то сколько останется на маршруте? Правильный ответ: никто никуда не уедет!
И тут мы подходим к самому интересному: УДХБ, как заказчик услуги, выдало товариществам в 2020-м свидетельства на осуществление перевозок сроком на 5 лет с условием, что заявленное количество транспорта и график движения будет соблюдаться, но мы уже знаем, что это не так. Но где же тогда новый конкурс на перевозки? Ведь тот факт, что товарищество распалось, мы уже установили, значит продлевать свидетельство попросту некому? Или УДХБ желает, чтоб и следующую пятилетку мы провели с пятью ржавыми ПАЗиками, которых не дождешься?
Нужно отметить, что такая ситуация сложилась не только на 5-м маршруте, но на остальных, где действует подобная схема. Однако, попыток провести конкурсные процедуры от УДХБ попросту нет! А ведь сроки действия свидетельств закончатся у всех одновременно, в начале июля.
Что нас ждет? Транспортный коллапс? Конечно, напряженность в сфере пассажирских перевозок частично сняли новенькие троллейбусы, поставленные в наш город по инициативе Вячеслава Володина, но не постигнет ли их участь ПАЗиков? Надо отметить, что пятый маршрут очень важен для города, особенно в летний период: если ранее он был востребован в основном дачниками, то сейчас на его загруженность влияют посетители РЭО ГИБДД, жители, отправляющиеся на переправу о. Пустынный, посетители развлекательной инфраструктуры на ост. Старая пристань и, конечно же, пассажиры Валдаев.