«Первый конверт пошел»
Сколько встреч в селах мы как журналисты повидали…, но такой анекдотичной ситуации еще не наблюдали. Первая за четыре месяца встреча главы Быково-Отрогского МО Дмитрия Шмегельского с жителями села Никольское-Казаково началась со знакомства. Дмитрий Александрович сходу обозначил три проблемы, которые, как он считает, требуют немедленных решений: дороги, водоснабжение и освещение. И если с первыми двумя глава попал в цель (не мудрено, эти проблемы характерны для всех сел), то с третьим вышел казус: оказывается, что освещение в селе сделано и нареканий не вызывает. Далее Дмитрий Александрович неоднократно путал количество водонапорных башен в селе, запамятовал о непроведенных дорожных работах, в общем, показывал полное незнание хозяйственной части.
После такой поправки от сельчан, заготовленная речь сама собой превратилась в оду «понять и простить». Любой спич главы начинался с так или иначе завуалированных фраз, общим посылом которых стало содержание «первого конверта» — виноват, мол, предыдущий глава.
Основным вопросом стало водоснабжение. Вспомнив об июльском инциденте, когда в селе сгорел погружной насос в скважине, Дмитрий Шмегельский обозначил все нюансы: про то, как «просто умолял фермеров сброситься на насос», и про заниженный тариф на техническую воду, который утвердила «прошлая администрация», ну и конечно создание МУП «Вода», директором которой он в последствии стал. Особо нажимая на эти три вопроса, он так же не забывал напомнить, что в этом он не принимал участие, это все «депутаты и прошлая администрация».
НО!!! Напомним Дмитрию Александровичу, что на тот момент он УЖЕ был действующим депутатом и также голосовал за создание данного МУПа. А также вспомним и тот факт, что создать данное предприятие их обязал Закон Саратовской области с целью снять нагрузку с бюджетов районов и возложить ее непосредственно на исполнителя услуги. Ну а если депутат Шмегельский не интересовался процессом защиты тарифа, то кто виноват?
Кстати, глава Быково-Отрогского МО придумал, как выйти из проблем МУП «Вода». Решение простое: надо просто ее передать обратно в район, чтоб работу непосредственно выполнял «Балаково-Водоканал» — все проблема решена! «Баба с возу-кобыле легче», так зачем вообще эти рокировки с МУПами нужны? Водоканал ведь не благотворительная организация, и без маржи обслуживать села не будет, что собственно и подтвердилось еще из одного высказывания Дмитрия Шмегельского — мол, за один вызов на устранение аварии Водоканал берёт от 150 до 200 тысяч рублей.
Такие ценники, которые выставляет Водоканал, не потянут и многие коммерческие предприятия. А к этому, напомню, приклеются еще и межбанковские платежи, задвоенный налог в виде упрощенки 6%, который сначала снимут с поступлений от граждан, а затем еще раз при передаче со счета МУП «Воды» в МУП «Балаково-Водоканал», вот так экономия! Хозяйственным подходом тут и не пахнет.
Напомню, со слов самих депутатов становится ясно, что с января по июнь 2019 при «прошлой администрации» МУП «Вода» накопила долгов 1 млн 300 тысяч рублей, а за июнь-август уже при «новом руководстве» 2 млн 600 тысяч рублей. Со слов самого Дмитрия Александровича, которые он произнес «чуть не плача», за самый незначительный ремонт «Балаково-Водоканал» берет с сельчан в среднем 200 тысяч рублей, а ведь эта годовая зарплата сварщика, работающего в селе по совместительству. За стоимость двух ремонтов можно уже двоих работников содержать, а они бы этот самый ремонт уже в рамках зарплаты бы делали… «Что проще-то?» — удивляются сельчане.
«От слезных ручьев к перспективам»
Обсудив плачевное состояние системы водоснабжения села, Дмитрий Александрович рассказал о бюджете, в который он запланировал все, а затем порезал его до состояния «ничего», тем самым возложив на себя терновый венок мученика, признавшись жителям, что жить теперь будем по средствам.
Такого пассажа сельчане не поняли и совсем приуныли. Тупиковую ситуацию с «перспективами» обозначила одна из жительниц села, которая на основании писем, полученных из приемной спикера Государственной Думы Вячеслава Володина, попыталась об этих самых перспективах узнать.
На это глава Быково-Отрогского МО расписался в полном незнании Национальных Проектов. На вопрос, когда будут оные проекты касательно чистой воды реализованы на территории муниципального образования, поступил ответ: «Денег нет!»
Вообще, схема выглядит так: Федеральный центр предлагает воспользоваться деньгами и направить их на закупку водоочистных сооружений и модернизацию трубопроводов. На месте Дмитрий Александрович апеллирует своей нехитрой математикой: 33 села умноженные на 3 млн (стоимость проекта) равно 99 млн рублей!
-Кошмар таких денег нет, какие еще проекты!
И вот тут в дело вступает обычная человеческая логика: не надо разбираться в политике и экономике, что бы сказать — оптом дешевле! Больше чем уверен, что если назойливо пообивать пороги министерства и правительства, да еще и договориться с лицензируемой организацией, то данный ценник можно будет легко сбить до миллиона за проект. А если и этих денег нет, то просим район открыть кредитную линию, привлекаем инвестора с гарантией, что обслуживать все 33 села в течении например 5 лет будет именно их компания… Это с ходу, что в голову пришло, а если пораскинуть такими «умищами», которые в администрации сидят, это сколько схем, да еще и с прибылью придумать можно! Но нет проще сидеть, перед людьми и плакать, что денег нет.
Нужно понять еще один фактор: через год все области будут отчитываться перед Правительством РФ о выполнении этих Нацпроектов, где будет написано — Саратовская область по проекту «Чистая вода» привлекла 0 (НОЛЬ) федеральных рублей. По голове точно не погладят! Так что уважаемый муниципальный служащий Дмитрий Александрович Шмегельский, возьмите себя в руки и начните уже работать. И хватит надеяться на «белый дом»: никто вам в конце медальку не даст, а вот как самого «бесполезного» главу люди запомнить могут!
P.S. Очень надеемся, что во время следующей встречи главы Быково-Отрогского МО с жителями будут звучать более оптимистичные прогнозы, а не «плачь Ярославны». Ведь за время работы главой можно было и вникнуть в проблемы, и поискать пути их решения — было бы желание…