Родившись под звёздами Поднебесной, дрифт многие годы пребывал в «темноте нелегальности». Гонять по дорогам общего пользования и уходить в управляемый занос на городских улицах до сих пор нельзя. Но этот теперь уже официально признанный вид автоспорта стремительно вырывается на белый свет, оглашая округу своим звонко ревущим многоголосьем.
В минувшие выходные слышно его было, наверное, во всём городе. И к привычным сухим ароматам знойного степного лета примешались нотки жжёной резины. Эпицентром громких звуков стала центральная площадь. Здесь в течение двух дней проходил Третий этап чемпионата Поволжья по летнему дрифту DRIFT THAT…CLUBTURBO. Организаторы: команда DRIFT THAT (г. Самара) и администрация БМР. Генеральный спонсор – «ФосАгро».
Мы традиционно поддерживаем технические виды спорта, — напомнил директор Балаковского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») Андрей Шибнев. – В этом году мы решили примкнуть не только к спидвейному, но и спортивному автомобильному движению. Уверены, что этот турнир придётся по душе балаковцам.
Женщина за рулём
Балаково принял в свои асфальтовые объятия пилотов из Набережных Челнов, Уфы, Тольятти, Саратова, Энгельса, Ставрополя, Балаково, Казани, Сызрани, Новокуйбышевска. Всего 24 аса. Среди них – один балаковец и одна девушка. Поначалу она показалась грациозной ланью, случайно оказавшейся среди мощных буйволов. Но даже после короткой беседы с ней стало понятно, что первое впечатление обманчиво. В глазах – твёрдость, а вот в общении – лёгкость. «Таня Рахимова, — с улыбкой представилась наша героиня. – Я из Набережных Челнов. Ехала к вам 700 километров, сама вела свой автопоезд, спала три часа. Но с какой радостью я выхожу в эти дни на трек! Словами не передать!»
Кажется, говорить про своё увлечение Татьяна может не просто часами. Её любовь к треку, рёву моторов и визгу покрышек проявляется в каждом слове, сказанном про дрифт. Она на треке 6 лет, хотя с техникой с самого детства. Говорит, за старшим братом потянулась. Сейчас и её муж – пилот гоночной машины. Но он в Балаково не приехал. Сказал, что ему нужна пауза, он устал. А вот Татьяна не унимается.
Обычно за сезон я проезжаю 5-6 этапов, — рассказывает она. – И отмечаю, как с каждым годом растёт число и уровень участников. Если раньше гоняли на слабых, неподготовленных машинах, то сегодня чаще всего за наших ребят и их технику не стыдно.
Сама Таня водит БМВ – и в жизни, и на треке. Её спортивная подруга появилась на свет почти 40 лет назад. Но она ещё огонь. Хотя вообще возраст машин здесь трудно определить. Да и не важен он. Как и тип кузова. Встречаются на треке и совсем простенькие отечественные «Жигули» – пятёрки, шестёрки, копейки…. Специалисты говорят – дрифтовать можно хоть на УАЗе, хоть на «Оке». Некоторые умудряются даже на пассажирских автобусах восьмёрки закладывать.
Цена вопроса?
Внутри машины Татьяны — минимализм в высшей степени. Отсюда убрали всё лишнее. Главное — приборы, педали, рычаг гидравлического ручника. Он нужен для блокировки задних колёс. «Заднюю часть заносит, а потом уже газ в палас – и пошла жара», — всё с той же лёгкой девичьей улыбкой шутит Таня. А потом удаляется – перекусить, настроиться, проверить машину и на трек.
Пилоты – люди по-настоящему увлечённые своим автохобби. Готовы тратить на него всё время и деньги. Татьяна Рахимова, например, осенью, зимой и весной работает, чтобы летом «спустить» (как она сама говорит) всё на дрифт. Она мечтала собрать японскую машину, потому что родилась на Камчатке и провела там своё детство. Но у нас, в западной части страны, добавила Таня, сделать дрифтовую машину из «немца» зна-а-а-ачительно дешевле, чем из «японца».
Наша машина почти вся пересобрана, у неё и кузов весь пластиковый, кроме крыши, — говорит Стас Шарипов из Уфы. Он механик в команде Ильнура Ханбикова, чемпиона Башкирии по зимнему дрифту. Яркая жёлтая БМВ красовалась и в анонсах соревнований, и сверкала солнечными бликами на треке.
– Мы максимально облегчаем машину, — продолжает Стас. – Сейчас основной вес – это двигатель и каркас безопасности. Без него нельзя. Он, кстати, стоит от 120 тысяч рублей. А если какой-нибудь фирменный или забугорный – так и все 200. Машинки наши в основном небольшие и мощные. Минимум 200 лошадиных сил нужно, чтобы сорвать хотя бы 16-е колесо куда-нибудь (речь о том, видимо, чтобы увести в занос машину на 16-тидюймовых колёсах).
Машины в дрифте – только заднеприводные. Резина – особая, обеспечивающая максимальное сцепление с дорогой. На передних колёсах, например, часто используется «слик» или «полуслик», чтобы «держать» машину. Покрышки, конечно, стираются довольно быстро. На шершавых покрытиях, которые часто встречаются на профессиональных треках, их хватает на пару-тройку заездов. Кстати, иногда их жгут намеренно, причём тоже в виде своеобразного соревнования. В Балакове, например, трое ребят решили «убить» по комплекту задних колёс. Задача проехать небольшую дистанцию максимально медленно, издавая опять же максимально громкий звук и добиваясь взрыва колеса. Дыму при этом – как в бане по-чёрному. И всё ради шоу.
В чём суть?
После этого небольшого развлечения начались собственно сами парные заезды. Предлагаем разобраться в деталях. Итак, существует два типа соревнований: одиночные и парные. Нас интересуют последние. В них первый участник должен проехать дистанцию в соответствии с заданием (чаще всего по максимально правильной траектории). Второму участнику следует как можно сильнее приблизиться к своему сопернику во время движения в заносе, делать синхронные перекладки.
Для определения победителя совершаются два заезда, во втором правила те же, но противники меняются местами. Победителем является тот пилот, который проехал ближе и лучше, будучи «догоняющим». Также, если оба заезда были безупречными или количество ошибок обоих пилотов суммарно одинаковое, судьи могут назначить повторный заезд.
В итоге главный приз забрал Сергей Ермаков из Самары, серебро у Ильнура Ханбикова из Уфы, бронза у Валерия Абрамова из Тольятти.
P.S.
Сегодня по центральной площади снова размеренно передвигаются пешеходы и автомобили. О прошедшем празднике дрифта напоминают лишь чёрные полосы на дороге, оставшиеся от колёс стремительных болидов. Пройдёт дождь, второй и от них не останется ни следа. Но по вечерам на опустевших просторных парковках торговых центров будут собираться любители крутых виражей. К сожалению, нет в нашем городе места, где они могли бы легально «отвести душу». Да и в России их немного. Треки построены преимущественно в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани. Есть зимний трек в Череповце. Строительство трассы – дело хлопотное и дорогое. Одной инициативы гонщиков мало. Нужна поддержка власти и спонсоров. Специализированный трек может стать местом притяжения автолюбителей всей области и ближайших регионов, туристической достопримечательностью. А без внимания болельщиков этот вид спорта не останется. Позитивные оценки прошедшего в Балакове турнира тому подтверждение.
Это интересно
Профессиональные турниры по дрифту проходят в США, России, странах Европы, Австралии и в Японии. Самой знаменитой серией соревнований по дрифту является японский гоночный турнир D1 Grand Prix. В России очень популярны соревнования по зимнему дрифту. В Поволжье, например, самым крупным чемпионатом является Казанская серия UGOL Drift (Угол Дрифт), в Сибири Winter Drift Battle.
«Поцелуй стены»
Этот термин используется для обозначения трюка, который по силам только настоящим мастерам дрифта. Во время манёвра пилот касается задним бампером своего автомобиля отбойника. Если удалось дальше продолжить движение, то это желанный «поцелуй стены». Если касание привело к аварии, то это уже фиаско.
Кстати, на турнире в Балаково зрители становились свидетелями исполнения этого трюка.