Вокруг атомной энергетики порой витает много мифических слухов, которые появляются из-за элементарного непонимания сложных процессов, происходящих в ядерном реакторе. Разобраться в них человеку, не имеющему отношения к этой отрасли и к тому же подзабывшему школьный курс физики, бывает непросто. А потому появляются не имеющие под собой серьезных оснований предположения, которые со временем очень крепко укореняются в мыслях, заменяя собой реальную картину.
Балаковская АЭС тоже иногда становится предметом обывательских обсуждений – мол, «не рванёт» ли? Не выбрасывает ли радиацию? Безопасна ли для окружающей среды? Об этом говорят и школьники на уроках, и бабушки на лавочках, и даже иные чиновники. Задались этими вопросами и участники пресс-клуба «Чистая энергия». Предлагаем разобрать наиболее часто возникающие слухи и понять, что миф, а что – реальность. Итак, часть первая — радиация.
МИФ №1: «Радиация выходит из реактора»
— Проникновение радиации, то есть ионизирующих излучений в окружающую среду ограничивается самой конструкцией энергоблока АЭС, — рассказывает начальник управления информации и общественных связей Балаковской АЭС Дмитрий Шевченко. — Самое радиоактивное – это задействованное в технологическом процесс ядерное топливо, которое выглядит как маленькие керамические таблетки двуокиси урана. Свойства топливной таблетки таковы, что 98% продуктов радиоактивного деления она удерживает в себе за счёт высокой плотности и низкой способности к диффузии, т.е. к проникновению радиоактивных частиц сквозь неё.
Все таблетки закрыты в длинную трубку, которая называется тепловыделяющий элемент, твэл. Он тоже герметичный: он герметично запаян, держит приличный перепад давления. В нем не допускаются микронеплотности.
-Когда я пришёл работать на станцию в 2000-м году, мне рассказывали, что раньше бывали такие моменты, когда топливо по качеству отличалось от нынешнего, и необходимые критерии не всегда выдерживались. Но и тогда было безопасно, потому что там есть ещё один барьер – корпус реактора, герметичный первый контур, и его радиоактивная вода никуда не девалась за эти пределы, — поясняет Дмитрий Шевченко.
МИФ №2: «От радиации только вред»
-Многие люди изначально так настроены, и это, наверное, изъян общеобразовательного процесса, что изначально радиация воспринимается как негатив. Человеку даже не дают возможности разобраться: радиация – это плохо или хорошо? Хотя огромное количество нормальных биологических процессов в природе возникло как раз потому, что в ней есть радиация, — поясняет Дмитрий Шевченко.
Для примера, взрослый человек содержит порядка 8 тысяч беккерелей естественной радиоактивности. А если взять фрукты-овощи, то они содержать множество радиоактивных элементов только потому, что растут на земле. Бананы содержат огромное количество радиоактивного калия, и это безопасно! В Америке в своё время было такое понятие, как банановый эквивалент радиации. Появился он неслучайно. Когда крупные партии бананов поставлялись из Колумбии, из-за их большого количества в одном месте срабатывали датчики радиационного контроля. И даже есть таблица, по которой, например, можно подсчитать, сколько бананов надо съесть, чтобы получить такую же дозу радиации, как при 20-летнем стаже работы на энергоблоке атомной станции.
Земляные орехи, съедобные грибы – все они содержат радиацию, и организм нормально это воспринимает. В строительных конструкциях она также есть — всё, добывается на каменоломнях, в карьерах, содержит альфа-частицы.
-Взять хотя бы гранитные набережные в Санкт-Петербурге. Возьмите дозиметр и посмотрите во время, прогулки по ним, что он вам покажет. Потом приедете сюда в Балаково и сравните с показаниями дозиметра, скажем, в Натальино. Спросите: «Они там что, реактор в набережную закопали?». Разница фоновых показателей будет различаться в десятки раз не в пользу тех набережных, и ничего – люди с этим живут. — приводит пример Дмитрий Сергеевич. – Человек ведь интересно устроен: когда ему не вколачивают в голову вот этот страх, он перестают боятся. К примеру, есть в Бразилии пляж – очень посещаемый, где доза в сотни раз выше, чем здесь. Там поток туристов достигает за сезон больше полумиллиона человек! А если посмотреть на нашу станцию, то там воздействие радиации, можно сказать, нулевое – гораздо ниже, чем у других предприятий Балаковского района, не относящихся к атомной отрасли.