• 22.12.2024 06:58

BALREPORT.RU

Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС77-83051 от 11 апреля 2022г, зарегистрировано Роскомнадзором (16+)

Плиты с непростой судьбой: «В назидание потомкам…»

Автор:Надежда Бобалова

Фев 29, 2020

В европейских городах встречаются настолько старые кладбища, что по ним можно изучать историю. И воспринимаются они зачастую не как погосты, а как музеи, куда ходят на экскурсии. Взять тот же знаменитый Пер-Лаше́з, который считается одним из крупнейших музеев надгробной скульптуры под открытым небом — посетить это кладбище обязан любой турист, открывший для себя Париж.
Но знаете ли вы, что в нашем городе тоже было подобное кладбище? Вот только история не пощадила его: после революционных волнений осталось лишь несколько напоминаний об этом месте.

…Свято-Троицкий храм величественно стоит на высоком берегу реки Балаковки. Есть в этом месте что-то таинственное и загадочное, привлекающее балаковцев и туристов. Идёшь к входу в храм и замечаешь у забора семь необычных плит. Каждое из них – творение искусства. Сразу задаёшься вопросом: откуда же они? Оказывается, у этих надгробий нелёгкая история… О ней поведала нам директор музея истории Балакова – Тамара Ивановна Кошелева.

Произошло всё в 90-е годы 20 века. Тогда началось строительство современных особняков. На углу улиц Чернышевской и Ленина есть здание, в котором сейчас располагается кафе «Дача Босса». Раньше там стоял деревянный дом на каменном фундаменте. Один человек решил его выкупить и открыть свой бизнес. Когда деревянную часть дома разобрали, фундамент обнажился, и оказалось, что по его углам и в центре длинных сторон стояли надгробные камни.

Эти плиты были с кладбища, которое раньше находилось на месте сегодняшнего Детского парка в жилгородке. Тогда там располагалась Иоанно-Богословская церковь. Храм разрушили, кладбище уничтожили. Вот такая бесчеловечность… По всей вероятности, кто-то даже и продавал надгробия с разрушенного кладбища, вопреки нравственным принципам. И, возможно, десятки таких же необычных плит и сейчас находятся в основаниях старых домов — иначе куда они могли деться после разрушения кладбища?

— Поразительно вот что. До какой степени происходит деградация у человека, когда рушатся моральные устои, чтобы жить на этих могильных плитах, — делится Тамара Ивановна.
На каждой плите были надписи — кто под ней покоился, даты смерти. Но они убраны, высечены, как будто специально отбиты, чтобы никто не узнал — чьё конкретно это надгробие?

Это, видимо, дело рук тех самых продавцов, которые отдавали прекрасные каменные творения для использования их при строительстве домов. Возможно, цена на них было настолько низкой, что строители не гнушались и покупали их для укрепления фундаментов.

Сотрудники музея истории города не могли просто так пройти мимо этой истории. Они посоветовали новому хозяину здания обратиться к настоятелю Свято-Троицкого храма или в крайнем случае привезти плиты им. Владелец дома всё-таки связался с настоятелем храма, но там надгробия не приняли. Их привезли в музей.

Более десяти лет стояли плиты во дворе музея. Посетителям показывали их, проводили экскурсии, приезжие интересовались историей этих камней. Тамара Ивановна попросила отца Амвросия, настоятеля Свято-Троицкого храма, выделить надгробиям достойное место по назначению, в назидание потомкам. Он согласился. Плиты забрали. И стоят они теперь там, где им положено — возле храма.

У седьмого, маленького, овального надгробия история совсем иная. На нём указаны пять младенцев Мальцевых. По словам Тамары Ивановны, это точно не потомки Анисима и Паисия Мальцевых. Плиту директор музея впервые увидела у чапаевца, жившего в доме рядом с рекой Балаковкой. Камень всегда лежал у него лицевой стороной вниз, поэтому нельзя было понять, что это надгробие. На нем чистили рыбу, проводили разные хозяйственные работы. Когда владельца дома не стало, то его внучка пришла в музей и принесла эту плиту, которая оказалась надгробием. Возможно, оно даже с того же кладбища, что и остальные камни.

— Прежде чем ставить вопрос, почему мы так плохо живём, надо сначала попытаться откопать, на чём мы строим собственную жизнь, какой фундамент у неё, — подметила Тамара Ивановна.
Благодаря отцу Амвросию сейчас надгробия находятся у Свято-Троицкого храма, и их функция – воспитывать будущее поколение. И каждый, кто будет проходить мимо этой экспозиции камней, должен понимать, что нужно следовать моральным устоям, беречь и хранить память, относится к ней с уважением.

О тайнах старого Балакова узнавала Анна Викулова